fond_belcanto

Category:

Музыка для старинных часов. «Ключ к старинной партитуре: Концерты с пояснениями»

Музыкальные часы, чудо инженерной мысли и мастерства ремесленников, воспринимаются в наше время как интересная диковинка. На протяжении четырех предшествующих веков, однако, их владельцы относились к этим сложным механизмам совершенно серьёзно. Музыкальные часы давали своим обладателям – представителям, как правило, аристократических кругов – возможность наслаждаться музыкой, не покидая собственной гостиной (что часто делаем и мы, используя современные технические достижения). Музыку для часов обычно писали на заказ, а среди композиторов, получавших подобные заказы, можно встретить имена великих К.Ф.Э. Баха, Й. Генделя, Л. ван Бетховена, В.А. Моцарта.
Доподлинно известно о, по крайней мере, трёх таких сочинениях Вольфганга Амадея Моцарта, созданных в 1790-1791 годах. Несмотря на кажущуюся "несерьёзность" инструмента, в этих произведениях видны все черты, присущие творчеству зрелого Моцарта. Особенную известность приобрела "Фантазия", которую австрийский гений написал для механического органа, скрытого в часах, повторявших форму мавзолея-надгробия на могиле фельдмаршала фон Лаудона. Необычные часы были выставлены в знаменитой галерее графа Дейма, их причудливый механизм позволял еженедельно играть новую мелодию. О весьма успешной премьере "Фантазии" венские газеты сообщили 26 марта 1791 года.
Этот опус можно считать настоящим шедевром. Две фуги, включённые Моцартом в "Фантазию" для механического органа, принадлежат к лучшим образцам его полифонической музыки и могут звучать не в корпусе часов, а в исполнении большого соборного органа. В 1799 году "Фантазия" была опубликована в виде четырёхручного переложения для фортепиано, а Бетховен переписал её в свою личную коллекцию.
После смерти Людвига ван Бетховена в его бумагах было обнаружено пять замечательных пьес для механических часов. Но выяснить, для какого же инструмента написаны эти филигранные пьесы, удалось далеко не сразу. Музыковеды долго терялись в догадках, пока Альберт Копфельманн (1846-1914) не доказал, что на первый взгляд странный нотный текст подходит для музыкальных часов или механического органа, заметив, что нотация пьесы №1 F-dur схожа с нотацией той самой моцартовской "Фантазии"!
Пьесы Бетховена, созданные не ранее 1792 года, были изданы только в ХХ веке. Сейчас эта блестящая музыка исполняется как соло на органе или фортепиано, а также камерными ансамблями.
Сегодня она звучит в удивительном музее "Собрание", который обладает выдающейся, единственной в своём роде в нашей стране и одной из самых полных в мире коллекцией музыкальных часов и механических органов.

Лауреат международных конкурсов 

Солистка МГАФ Анастасия Сидельникова – орган

Скидка 50% при регистрации на сайте. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded